12 января 1722 года Петр Первый создал прокуратуру России. По его замыслу прокурорский надзор сформулирован как институт контроля за деятельностью государственного аппарата. С этого времени прокуратура России ведет свое летоисчисление.
17 июля 2009 года принят Федеральный закон «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», в соответствии с которым у прокуроров появились новые функции и полномочия в области антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов.
Законом определено, что антикоррупционная экспертиза проводится прокуратурой Российской Федерации, федеральным органом исполнительной власти в области юстиции, федеральными органами исполнительной власти, иными государственными органами и организациями, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
С 17 июля 2009 года прокуроры при выявлении коррупциогенных факторов вправе вносить требования об изменении нормативного правового акта. Требование об изменении нормативного правового акта должно содержать способ устранения выявленных коррупциогенных факторов. Кроме того, нормативный правовой акт, содержащий коррупциогенные факторы, может быть оспорен прокурором в суде в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством.
Согласно закону коррупциогенными факторами являются положения нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов), устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, а также положения, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям и тем самым создающие условия для проявления коррупции.
Органами прокуратуры области проводится работа по анализу действующего законодательства Курской области, нормативных правовых актов органов местного самоуправления на коррупциогенность с целью исключения положений, способных вызвать коррупционные действия или решения субъектов правоприменения в процессе реализации ими своих прав и исполнения возложенных на них обязанностей.
Так, по результатам рассмотрения представления прокурора области в Положение об управлении ветеринарии Курской области, утвержденное Постановлением Губернатора Курской области от 06.07.2005г. №511 (в редакции постановлений Губернатора Курской области от 03.04.2007г. №147, от 26.12.2008г. №567) внесены изменения, исключившие нечеткие понятия и формулировки. Положением было предусмотрено, что указания управления по специальным вопросам являются обязательными для исполнения учреждениями ветеринарии, всеми поднадзорными предприятиями, учреждениями и организациями, независимо от форм собственности и организационно-правовых форм, гражданами, являющимися владельцами животных и производителями продуктов животноводства, и индивидуальными предпринимателями.
При этом понятие «специальные вопросы» не было определено ни данным правовым актом, ни действующим законодательством, что предоставляло должностным лицам необоснованно широкие пределы усмотрения и при правоприменении могло повлечь предъявление необоснованных требований к юридическим и физическим лицам, и, как следствие, коррупционные проявления.
При осуществлении надзора за законностью муниципальных нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере предпринимательства, установлено, что положения о муниципальном земельном контроле многих муниципальных образований не приведены в соответствие с Федеральным законом от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». В них содержались нормы, противоречащие федеральному закону, которые могли способствовать коррупционным проявлениям.
Так, в соответствии с п.п. 2, 8 ст. 9 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» плановые проверки проводятся не чаще, чем один раз в три года.
Прокурорами Черемисиновского, Фатежского, Дмитриевского, Курского районов, Щигровским межрайпрокурором выявлены нарушения закона в части закрепления периодичности проведения плановых проверок, которая в ряде сельсоветов составляла 2 года, а в отдельных случаях допускались более сокращенные сроки.
Частью 2 ст. 10 названного Федерального закона определен исчерпывающий перечень оснований для проведения внеплановых проверок.
Вместе с тем, в положениях о муниципальном земельном контроле муниципальных образований Глушковского, Железногорского, Обоянского, Суджанского, Хомутовского районов установлены не предусмотренные законом основания проведения внеплановых мероприятий.
В нарушение ст.ст.3 и 7 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» положениями о муниципальном земельном контроле, принятыми в муниципальных образованиях Кореневского, Пристенского, Беловского, Конышовского, Рыльского районов, было предусмотрено возмещение расходов на проведение мероприятий по контролю лицами, нарушившими земельное законодательство.
Положения этих нормативных правовых актов, противоречащие федеральному закону, содержащие коррупционные факторы системного характера (нормативные коллизии) опротестованы прокурорами.
Всего за 7 месяцев 2009 года коррупциогенные факторы выявлены в 530 нормативных правовых актах органов местного самоуправления и в 14 нормативных правовых актах органов государственной власти области.