12 января 1722 года Петр Первый создал прокуратуру России. По его замыслу прокурорский надзор сформулирован как институт контроля за деятельностью государственного аппарата. С этого времени прокуратура России ведет свое летоисчисление.
В последние десятилетия в Российской Федерации коррупция рассматривается как серьезная угроза социально-экономическому развитию страны, оказывающая негативное влияние практически на все сферы общественной жизни. Не случайно Концепция национальной безопасности Российской Федерации, утвержденная Указом Президента РФ от 17 декабря 1997 г. N 1300, относит коррупцию к одной из угроз национальной безопасности.
Деятельность органов местного самоуправления в Российской Федерации в значительной степени подвержена коррупции, так как они осуществляют оперативное управление материально-техническими, экономическими, финансовыми, информационными, кадровыми и иными ресурсами. Помимо этого интенсивность контактов с физическими и юридическими лицами, относительно невысокий уровень вознаграждения муниципальных служащих являются факторами, оказывающими влияние на подверженность коррупции органов местного самоуправления.
Прокуратурой Сеймского административного округа г. Курска проведена проверка исполнения законодательства о муниципальной службе в ряде отраслевых подразделений Администрации города.
Установлено, что Администрацией города Курска принимаются определенные меры по противодействию коррупции.
Главой Администрации города Курска издано Постановление № 410 от 23.04.2009 года «О мерах по противодействию коррупции», в котором изложен План противодействия коррупции в Администрации города Курска. Кроме того, создана Комиссия по урегулированию конфликта интересов.
Вместе с тем, в ходе проверки установлены нарушения принципа приоритетного применения мер по предупреждению коррупции.
Федеральным законом «О противодействии коррупции» закреплена обязанность государственных и муниципальных служащих уведомлять об обращениях в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений. Указанная мера является профилактической, она также изложена в Национальном плане противодействия коррупции.
Государственный или муниципальный служащий обязан уведомлять работодателя, органы прокуратуры или другие государственные органы обо всех случаях обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений. При этом такое уведомление является должностной (служебной) обязанностью государственного или муниципального служащего.
Нанимателем для муниципального служащего города Курска является муниципальное образование «Город Курск», от имени которого полномочия нанимателя осуществляет представитель нанимателя (работодатель) – глава муниципального образования, глава администрации городского округа, председатель отраслевого подразделения администрации города (Комитета, Управления) и др.
Для реализации такой профилактической меры именно представитель нанимателя (работодатель) определяет:
1 - порядок уведомления работодателя о фактах обращения в целях склонения служащего к совершению коррупционных правонарушений;
2 - перечень сведений, содержащихся в уведомлениях;
3 - организацию проверки этих сведений;
4 - порядок регистрации таких уведомлений.
Федеральный закон «О противодействии коррупции» вступил в законную силу с 10.01.2009 года.
Вместе с тем, прокуратурой установлено, что указанная работа руководителями ряда Комитетов, Управлений Администрации города, а также администрацией Сеймского округа не велась.
На момент проверки в Комитетах и управлениях Администрации города не был разработан порядок уведомления о фактах склонения к коррупционным правонарушениям, не определен порядок организации проверки таких сведений.
То есть, в нарушение положений Федерального закона «О противодействии коррупции» и вразрез с Национальным планом противодействия коррупции, утвержденным Президентом РФ 31 июля 2008 года. необходимые профилактические меры руководителями подразделений Администрации города не были приняты.
Кроме того, прокуратурой Сеймского округа г.Курска установлены и иные нарушения законодательства о муниципальной службе.
В частности, допускались нарушения при приеме граждан на муниципальную службу в части соблюдения квалификационных требований (образование, стаж).
Так в 2006-2009 г.г. в Комитет образования города Курска, в Комитет социальной защиты населения и опеки г.Курска, в Управление физической культуры и спорта г.Курска приняты молодые специалисты, образование и стаж работы которых не соответствовал установленным требованиям.
В нарушение требований законодательства при поступлении на муниципальную службу в 2006-2009 г.г. гражданами не были предоставлены сведения о доходах за год, предшествующий году поступления на муниципальную службу, об имуществе и обязательствах имущественного характера
Прокурорской проверкой отмечена ненадлежащая организация кадровой работы в Комитетах и Управлениях Администрации города в части проверка достоверности предоставляемых гражданином персональных данных и иных сведений при поступлении на муниципальную службу не проводилась. Не осуществлялась проверка сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера муниципальных служащих, а также соблюдение связанных с муниципальной службой ограничений.
По результатам проверки прокурором округа в адрес главы администрации Сеймского округа г.Курска, а также в адрес руководителей отраслевых подразделений Администрации города Курска внесено 7 представлений об устранении нарушений законодательства.