12 января 1722 года Петр Первый создал прокуратуру России. По его замыслу прокурорский надзор сформулирован как институт контроля за деятельностью государственного аппарата. С этого времени прокуратура России ведет свое летоисчисление.
Прокуратурой Обоянского района при осуществлении надзора за исполнением органами местного самоуправления земельного законодательства в части соответствия положений о муниципальном земельном контроле требованиям Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» выявлены нарушения закона.
В ходе проверки установлено, что в ряде муниципальных образований решениями Собраний депутатов утверждены Положения о муниципальном земельном контроле, в которых содержатся нормы о том, что плановые проверки в отношении каждого земельного участка проводятся не чаще одного раза в два года.
Внеплановые проверки проводятся:
- для проверки исполнения предписаний об устранении нарушений земельного законодательства, вынесенных государственными инспекторами;
- в случае обнаружения муниципальными инспекторами достаточных данных, указывающих на наличие земельных правонарушений, или получения от органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан документов и иных доказательств, свидетельствующих о наличии признаков нарушения земельного законодательства.
Вместе с тем, федеральным законодательством предусмотрено проведение плановых проверок не чаще чем один раз в три года на основании разрабатываемых органами муниципального контроля в соответствии с их полномочиями ежегодных планов.
Внеплановая выездная проверка юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, относящихся к субъектам малого или среднего предпринимательства, проводится органами муниципального контроля после согласования с органом прокуратуры по месту осуществления деятельности таких юридических лиц, индивидуальных предпринимателей. Основанием для проведения внеплановой проверки (помимо истечения срока исполнения ранее выданного предписания) является: поступление в органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, информации от органов государственное власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о фактах возникновения угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; нарушения прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены).
Таким образом, нормы Положений о муниципальном земельном контроле в части установления сроков проведения плановых проверок и оснований для проведения внеплановых проверок не соответствуют действующему законодательству.
Такие нарушения установлены в 8 сельских муниципальных образованиях района и в Положении о земельном контроле, принятом Представительным Собранием Обоянского района, в связи с чем прокурором района принесены протесты с требованием отменить указанные нормы Положения о муниципальном земельном контроле и привести нормативные правовые акта в соответствие с требованиями закона.