12 января 1722 года Петр Первый создал прокуратуру России. По его замыслу прокурорский надзор сформулирован как институт контроля за деятельностью государственного аппарата. С этого времени прокуратура России ведет свое летоисчисление.
Прокуратурой Курской области в сфере реализации Указа Президента РФ «О неотложных мерах по ликвидации административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности» от 15.05.2008 года №797 на постоянной основе налажено изучение проектов областных законов, нормативных правовых актов органов исполнительной государственной власти на предмет выявления норм, противоречащих федеральному законодательству и нарушающих права субъектов предпринимательской деятельности, в том числе, содержащих коррупционные факторы.
В случае установления фактов нарушений, ограничений либо иного ущемления прав хозяйствующих субъектов на стадии подготовки и принятия нормативных правовых актов прокуратурой принимались меры по приведению их в соответствие с федеральным законодательством.
Кроме того, обеспечению законности в нормотворческом процессе органов государственной власти области и местного самоуправления способствует участие прокурора области или его заместителей, а также прокуроров районов в заседаниях представительных органов власти и местного самоуправления, работе их комитетов и комиссий, на которых до сведения депутатов доводится позиция прокуратуры по спорным нормативным правовым актам.
Установлено, что в первом полугодии 2009 года вопросы осуществления предпринимательской деятельности затрагивались в 11 проектах нормативных правовых актов, из них – 7 законов области и 4 постановления Администрации Курской области. При этом в 6 нормативных правовых актах прокуратурой установлены нарушения федерального законодательства, которые в той или иной степени могли негативно повлиять на осуществление предпринимателями своей деятельности на территории области.
Так, в соответствии с абзацем вторым части 2 статьи 8 Закона Курской области «Об охране труда на территории Курской области» в новой редакции предусматривалось, что работники уполномоченных органов в области охраны труда в целях проведения проверок условий и охраны труда и участия в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний имеют право беспрепятственно посещать организации всех организационно-правовых форм, запрашивать и получать информацию и документы. Данное положение противоречило абзацам тринадцать, семнадцать части 2 статьи 212 ТК РФ, согласно которым правом беспрепятственного допуска, истребования необходимых документов и материалов обладают лишь должностные лица органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда.
Кроме того, с целью координации деятельности в области охраны труда предусматривалось создание областной комиссии по охране труда, а также формирование банка данных о состоянии условий и охраны труда на территории области.
При этом, законопроектом не был определен состав областной комиссии и ее полномочия, не раскрывался механизм формирования указанного банка данных и его содержание.
В результате, при отсутствии федерального регулирования, порядок формирования и деятельности областной комиссии, а также банка данных полностью зависел от усмотрения должностных лиц уполномоченного органа исполнительной власти области в сфере охраны труда, пределы которого в связи с реализацией ими заложенных в законопроекте полномочий ничем не ограничивались.
Указанные нарушения федерального законодательства, а также выявленные коррупционные факторы после вмешательства прокуратуры области устранены в ходе доработки проекта закона.
В проекте постановления Администрации области, которым вносились изменения в Порядок привлечения собственниками жилья подрядных организаций для выполнения работ по капитальному ремонту многоквартирного дома с использованием средств, предоставляемых в соответствии с Федеральным законом «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», устанавливалась обязанность для подрядных организаций, прошедших отбор, по передаче в залог денежных средств или обязательному страхованию ответственности по договору подряда в размере 30% от суммы, установленной договором подряда. Этим положением ограничивалась свобода сторон при заключении гражданско-правового договора, тогда как субъект Российской Федерации не вправе осуществлять свое собственное регулирование по данному вопросу.
С учетом позиции прокуратуры области проект постановления направлен на доработку и выявленные нарушения закона устранены.
Проделанная прокуратурой нормотворческая работа позволила предотвратить принятие незаконных правовых актов области в сфере защиты прав субъектов предпринимательской деятельности.
Указанное направление деятельности находится на постоянном контроле в прокуратуре области.