12 января 1722 года Петр Первый создал прокуратуру России. По его замыслу прокурорский надзор сформулирован как институт контроля за деятельностью государственного аппарата. С этого времени прокуратура России ведет свое летоисчисление.
Льговской межрайпрокуратурой проведена проверка соблюдения требований законодательства об отходах производства и потребления на территории сельсоветов, в ходе которой выявлены нарушения.
В соответствии со ст. ст. 58, 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическими правонарушениями. Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
Согласно ст. 9 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы используются и сохраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
В статье 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды», ст. 8 Федерального закона «О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения» прописано, что каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. Данное право обеспечивается в первую очередь выполнением требований природоохранного, санитарного законодательства.
Вместе с тем, установлено, что на территории Городенского сельского совета Льговского района имеются две несанкционированные свалки бытовых отходов, расположенные на ул. Большая Слободка села Городенск. Данная территория для складирования отходов не предназначена, находится вблизи жилых домов, относится к землям муниципального образования. Согласно акту обследования указанной территории несанкционированные свалки не огорожены. Специально отведенного места для складирования мусора нет.
В нарушение требований действующего законодательства администрация Городенского сельского совета при выявлении фактов несанкционированного размещения свалки бытовых отходов меры по очистке территории от мусора не приняла, то есть, не выполнила обязанности, установленные федеральным законодательством. В результате бездействия органа местного самоуправления нарушаются права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, оказывается негативное воздействие на окружающую среду, ее загрязнение.
Несоблюдение прав граждан на благоприятную окружающую среду влечет вред их здоровью. Эксплуатация несанкционированной свалки создает угрозу нарушения указанных прав.
Так, по информации Управления роспотребнадзора по Курской области несанкционированное размещение отходов производства и потребления в окружающей среде приводит к ее загрязнению: в толще ТБО образуется жидкая фаза - фильтрат, который, проникая в подземные горизонты, свободно стекает по поверхности рельефа и загрязняет почвы, водные объекты. В процессе биохимического разложения ТБО образуется биогаз или так называемый свалочный газ, загрязняющие вещества которого выбрасываются в атмосферный воздух. Кроме того, данный газ способен к самовоспламенению, что может вызвать возгорание свалки и окружающей территории, с выбросом еще большего количества загрязняющих (вредных) веществ. Экзогенные (привнесенные) химические вещества, с отходами производства и потребления, свалочный фильтрат оказывают негативное влияние на качество почв и растительности. Растения способны усваивать вредные экзогенные химические вещества с превышением предельно допустимых концентраций в товарной массе, которые далее по пищевой цепочке попадают в организм человека.
По итогам проверки Льговским межрайпрокурором направлено в суд заявление с требованием признать незаконным бездействие администрации Городенского сельского совета Льговского района, выразившееся в непринятии мер к ликвидации двух несанкционированных свалок и привести занимаемый земельный участок в надлежащее состояние.
При рассмотрении заявления в суде производство по делу было прекращено ввиду добровольного выполнения требований прокурора.
Аналогичные меры прокурорского реагирования приняты для устранения нарушений закона в муниципальных образованиях «Фитижской сельсовет», «Густомойский сельсовет», «Банищанский сельсовет».
Решением суда требования прокурора, предъявленные к МО «Фитижской сельсовет», были признаны законными и удовлетворены в полном объеме. В остальных двух случаях дела прекращены ввиду добровольного выполнения требований прокурора администрациями Густомойского и Банищанского сельсоветов.