12 января 1722 года Петр Первый создал прокуратуру России. По его замыслу прокурорский надзор сформулирован как институт контроля за деятельностью государственного аппарата. С этого времени прокуратура России ведет свое летоисчисление.
Прокуратурой области при осуществлении надзора за исполнением законодательства о собственности проведена проверка нормативных правовых актов, регламентирующих указанную сферу деятельности.
Установлено, что отдельные положения Закона Курской области «О порядке управления и распоряжения государственной собственностью Курской области» не соответствуют требованиям федерального законодательства.
Так, в нарушение пункта 1 статьи 2 Федерального закона «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», устанавливающего запрет на создание унитарным предприятием в качестве юридического лица другого унитарного предприятия путем передачи ему части своего имущества (дочернее предприятие), указанным региональным законом предоставлялось государственным унитарным предприятиям право создавать дочерние предприятия.
Незаконные положения закона по протесту прокурора области отменены.
Кроме того, в ходе проверки выявлен ряд нарушений в деятельности Территориального управления Федерального агентства по использованию федерального имущества по Курской области и Комитета по управлению имуществом Курской области при исполнении возложенных на них функций. Так, не на все объекты имущества государственной казны Российской Федерации зарегистрировано право собственности Российской Федерации. Нарушаются требования законодательства по ведению реестров федеральной и областной собственности.
В деятельности ТУ Росимущества и федеральных учреждений, владеющих федеральным имуществом на праве оперативного управления, установлены нарушения законодательства при организации торгов на право заключения договора аренды недвижимого имущества, принадлежащего федеральным государственным предприятиям и учреждениям: извещения о проведении торгов в полном объеме в газетах не публикуются, в объявлениях зачастую указывается только площадь и адрес помещения, а также адрес получения конкурсной документации.
Допускаются нарушения при продаже земельных участков федеральной и областной собственности в части определения выкупной цены земельных участков. При долгосрочной аренде имели место случаи незаконного вменения в обязанности арендаторов земельных участков получение согласия арендодателя на передачу земельного участка в субаренду.
Прокурорской проверкой выявлены факты незаконного включения в планы продажи высвобождаемого военного недвижимого имущества, а впоследствии в условия договоров купли-продажи указанного имущества в качестве обременения обязанность покупателя оплатить стоимость услуг по оценке данного имущества.
Возложение на покупателя дополнительных, не предусмотренных законом обязанностей, влечет для него излишние финансовые потери, что нарушает его законные права и интересы.
По итогам проверки прокуратурой области в ТУ Росимущества по Курской области и Комитет по управлению имуществом Курской области внесены представления об устранении указанных нарушений закона.