12 января 1722 года Петр Первый создал прокуратуру России. По его замыслу прокурорский надзор сформулирован как институт контроля за деятельностью государственного аппарата. С этого времени прокуратура России ведет свое летоисчисление.
Органами прокуратуры области при осуществлении надзора за исполнением федерального и регионального законодательства особое внимание обращается на выявление и устранение административных ограничений при реализации субъектами малого и среднего бизнеса своих прав, соблюдение законности при осуществлении государственного контроля, при передаче в аренду и отчуждении государственного и муниципального имущества.
В настоящее время в области проводится работа по приведению в соответствие с требованиями федерального законодательства муниципальных правовых актов по вопросам отчуждения имущества субъектам малого и среднего предпринимательства. В этой связи важное значение имеет своевременное выявление противоречащих закону решений и постановлений органов местного самоуправления и принятие мер прокурорского реагирования, направленных на недопущение нарушений прав субъектов предпринимательской деятельности.
Железногорской межрайонной прокуратурой по результатам рассмотрения проекта решения Железногорской городской Думы «Об утверждении Порядка формирования, ведения, опубликования перечня муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) пользование субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, и Порядка предоставления в аренду имущества, включенного в перечень муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) пользование субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства», было установлено несоответствие ряда положений указанного муниципального правового акта требованиям Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».
Так, проектом муниципального правового акта в нарушение п. 4.1 ст. 18 Федерального закона не были установлены льготы для субъектов малого и среднего предпринимательства, занимающихся социально значимыми видами деятельности, при предоставлении муниципального имущества в аренду.
Кроме того, в нарушение действующего законодательства указанным порядком предоставления муниципального имущества этим субъектам предпринимательской деятельности на долгосрочной основе предусмотрено не как обязательное во всех случаях, а как исключение.
По изложенным основаниям межрайонной прокуратурой подготовлено заключение о несоответствии проекта решения требованиям федерального законодательства с предложением устранить указанные нарушения, которое рассмотрено и удовлетворено.
Прокурором Тимского района принесен протест на отдельные положения Порядка организации проведения торгов (аукционов, конкурсов) по продаже гражданам и юридическим лицам земельных участков, расположенных на территории Тимского района, утвержденного решением Представительного Собрания Тимского района Курской области.
Пунктом 9 указанного нормативного акта устанавливались требования к содержанию извещения о проведении торгов в части предоставления дополнительной информации, не предусмотренной п. 8 Правил организации и проведения торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2002 № 808.
Кроме того, оспоренным муниципальным правовым актом был установлен более длительный, чем это предусмотрено федеральным законодательством, срок заключения договора купли-продажи или аренды с победителем торгов. Протест прокурора рассмотрен и удовлетворен.
Особое внимание уделялось проверкам законности решений об отчуждении государственного и муниципального имущества, арендаторами которого являются субъекты малого и среднего предпринимательства.
Так, при проверке соблюдения законодательства в названной сфере установлено что администрацией МО «г. Железногорск» договоры аренды муниципального имущества с указанной категорией арендаторов во всех случаях заключены на срок до одного года.
Все договоры аренды содержат положение о продлении по окончании срока договора на тот же срок и на тех же условиях, если ни одна из сторон не заявит о своем отказе от продления договора.
Проведенной проверкой установлены многочисленные факты расторжения договоров аренды муниципального недвижимого имущества с субъектами малого и среднего предпринимательства и выставления объекта аренды на торги.
Так, на основании договора аренды, заключенного между МУК «КЦ «Забава» и ИП Антоненко Ю.Ф., последнему было предоставлено в аренду для размещения хозяйственного магазина, находящееся на праве оперативного управления у указанного учреждения, встроенное подвальное помещение площадью 35 кв. м. Соглашением сторон от 12.09.2008 года указанный договор возобновлен на прежних условиях на неопределенный срок после истечения срока его действия. Несмотря на это, органами местного самоуправления г. Железногорска названное помещение было выставлено на торги, а договор аренды расторгнут в день проведения торгов на право заключения договора аренды объекта недвижимости, являющегося объектом договора. По итогам проведенного конкурса на приобретение права аренды на указанное имущество конкурс был признан несостоявшимся ввиду поступления лишь одной заявки от ИП Антоненко Ю.Ф., с которым был заключен договор аренды названного объекта недвижимого имущества сроком с 23.09.2008 г. по 21.09.2009 г.
Вместе с тем, согласно ч. 4 ст. 53 Федерального закона «О защите конкуренции» до 1 июля 2010 года разрешается заключение на новый срок без проведения торгов договоров аренды, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, которое закреплено на праве хозяйственного ведения или оперативного управления за государственными или муниципальными унитарными предприятиями, государственными или муниципальными бюджетными учреждениями.
Таким образом, органами местного самоуправления допущены нарушения требований законодательства о защите прав субъектов малого и среднего предпринимательства, созданы необоснованные, излишние барьеры для приобретения права пользования муниципальным имуществом. По изложенным основаниям Железногорской межрайонной прокуратурой внесено представление об устранении нарушений законодательства в адрес главы МО «г. Железногорск», которое рассмотрено и удовлетворено.
Кроме того, заключенный администрацией МО «г. Железногорск» с ИП Антоненко Ю.Ф. договор аренды муниципального имущества с согласия балансодержателя МУК «КЦ «Забава» является ничтожным в силу того, что объект аренды - муниципальное имущество закреплено за учреждением на праве оперативного управления, собственником не изымалось и,
соответственно, собственник не имел права распоряжения названным имуществом.
По изложенным основаниям прокуратурой области подано заявление в Арбитражный суд Курской области о признании данного договора незаконным, которое находится в стадии рассмотрения.