12 января 1722 года Петр Первый создал прокуратуру России. По его замыслу прокурорский надзор сформулирован как институт контроля за деятельностью государственного аппарата. С этого времени прокуратура России ведет свое летоисчисление.
Надзор за исполнением жилищного законодательства, в том числе в период совершенствования системы управления жилищным фондом, является приоритетным направлением деятельности Курчатовской межрайонной прокуратуры.
В связи с этим, межрайпрокуратурой регулярно проводятся проверки состояния законности в органах местного самоуправления города Курчатова и Курчатовского района, а также проверки соблюдения требований закона управляющими организациями, а равно товариществами собственников жилья.
В городе Курчатове и Курчатовском районе собственники помещений многоквартирных домов в полную меру воспользовались правами, предоставленными им Жилищным кодексом РФ как по выбору на общих собраниях способа управления многоквартирными домами, так и по отбору организаций, управляющих многоквартирными домами.
На территории города и района управление многоквартирными домами осуществляется управляющими компаниями, товариществами собственников жилья и непосредственно собственниками жилых помещений.
Проведенной прокуратурой проверкой установлено, что во исполнение распоряжения Главы города Курчатова от 22.05.2008 г. №261-р «Об утверждении графика по формированию и проведению государственного кадастрового учета земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, в границах МО «Город Курчатов», исполняющим обязанности заместителя Главы администрации города - председателем комитета по управлению имуществом, на имя руководителей управляющих компаний и председателей ТСЖ направлены обращения по вопросу формирования земельных участков под многоквартирными жилыми домами, к которым приложены планы земельных участков под домами.
В соответствии с ч.1 ст.36 Жилищного кодекса РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности, помимо прочего, земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке.
Согласно п. 12 ст.1 Градостроительного кодекса РФ, территориями общего пользования являются территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары).
Вместе с тем, в нарушение действующего законодательства планы земельных участков, предложенные собственникам помещений многоквартирных домов администрацией города Курчатова, включают территории мест общего пользования и существенно превышают размеры земельных участков, на которых расположен дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты.
При этом, согласно ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация благоустройства и озеленения территории городского округа относится к вопросам местного значения городского округа.
Таким образом, формирование земельных участков в предложенном администрацией города Курчатова варианте переложит обязанности органа местного самоуправления по организации благоустройства территорий общего пользования на собственников жилых помещений многоквартирных домов, что также повлечет для последних дополнительные затраты по фактическому содержанию территорий общего пользования, по уплате земельного налога и т.д., то есть дополнительные необоснованные обременения для жителей города.
По результатам проверки прокуратурой района Главе города Курчатова объявлено предостережение о недопустимости нарушений закона, по итогам рассмотрения которого в прокуратуру поступил ответ о том, что при формировании земельных участков нарушений требований действующего законодательства допущено не будет.