12 января 1722 года Петр Первый создал прокуратуру России. По его замыслу прокурорский надзор сформулирован как институт контроля за деятельностью государственного аппарата. С этого времени прокуратура России ведет свое летоисчисление.
Органами прокуратуры области проверены многочисленные жалобы жильцов многоквартирных жилых домов г. Курска на действия ряда управляющих организаций, в том числе, ООО «Управляющая компания города Курска», в которых сообщалось о необоснованном завышении платежей за электрическую энергию, начисляемых данной управляющей организацией исходя из показаний общедомовых приборов учета.
Установлено, что некоторыми управляющими организациями допущены нарушения прав потребителей коммунальных услуг в области применения общедомовых приборов учета и порядка начисления платы за коммунальные ресурсы.
Так, по поступившей в прокуратуру информации из ООО «Управляющая компания города Курска» коллективные приборы учета электроэнергии установлены в многоквартирных жилых домах ОАО «Курскэнергосбыт» за счет собственных средств без решения собственников дома и уведомления управляющей организации. Проверки показали, что действительно на общих собраниях собственников многоквартирных домов вопросы об установке и включении в состав общего имущества коллективных приборов учета не рассматривался, актами ввода, показаниями данных приборов учета, с которых начался отсчет потребленных коммунальных ресурсов, ООО «Управляющая компания города Курска» не располагает, что не соответствует требованиям действующего жилищного законодательства.
Кроме того, во многих платежных документах управляющих организаций начисление платы за электрическую энергию с учетом показаний общедомовых приборов произведено не только за текущий месяц, но и за три предшествующих, что противоречит ст. 155 Жилищного кодекса РФ и п. 14 Постановления Правительства РФ от 23.05.06 № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам», в соответствии с которыми расчетный период для оплаты коммунальных услуг устанавливается равным календарному месяцу.
Пунктом 23 вышеназванного Постановления Правительства РФ и Приложением № 2 к нему установлен порядок определения платы за электрическую энергию при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и оборудовании полностью или частично индивидуальными (квартирными) приборами учета, из которого следует, что общий объем потребленной электрической энергии, определенный исходя из показаний общедомовых приборов учета, распределяется между собственниками помещений за вычетом показаний индивидуальных (квартирных) приборов учета, пропорционально этим показаниям.
При начислении собственникам жилых помещений данной разницы со стороны управляющих компаний должна предшествовать определенная работа, связанная с установлением фактически потребленной электрической энергии в каждом жилом помещении многоквартирного дома. Только при соблюдении данного условия будут обеспечены права граждан и неукоснительное исполнение требований действующего жилищного законодательства.
Фактически, как показали прокурорские проверки, управляющая организация ограничивается представленными добросовестными потребителями сведениями об используемой для личных нужд электрической энергии. Показания приборов учета собственников помещений, которые не представили данные сведения или представили их не в полном объеме, ООО «Управляющая компания города Курска» при начислении платы за электрическую энергию не учитываются, следствием чего и является завышение платы.
В целях устранения выявленных нарушений прокурорами Центрального и Железнодорожного административных округов г. Курска внесены представления в адрес генерального директора ООО «Управляющая компания города Курска», в настоящее время рассматривается вопрос о проведении совместных с Управлением Роспотребнадзора по Курской области проверок и применении дополнительных мер прокурорского реагирования, в том числе, привлечения виновных лиц к административной ответственности.
Вместе с тем, одной из причин возникшей проблемы являются действия тех потребителей, которые, в нарушение требований закона, не представляют в управляющую организацию сведения о потребленной электрической энергии, зафиксированных индивидуальным (квартирным) прибором учета, либо умышленно занижают эти показания. Такие действия недобросовестных лиц затрудняют объективный учет потребленной в многоквартирном доме электрической энергии и нарушает права и интересы законопослушных граждан.
Следует иметь в виду, что вопросы обеспечения потребителей жилищно-коммунальными ресурсами и их оплата относятся к сфере гражданско-правовых отношений, сторонами которых являются непосредственно граждане-потребители и исполнители, к числу которых относятся и ресурсоснабжающие организации и управляющие компании. При таких обстоятельствах при неисполнении управляющей организацией в добровольном порядке норм действующего жилищного законодательства вопросы восстановления нарушенных гражданских прав, в том числе, требования о производстве перерасчетов, подлежат рассмотрению в суде.