12 января 1722 года Петр Первый создал прокуратуру России. По его замыслу прокурорский надзор сформулирован как институт контроля за деятельностью государственного аппарата. С этого времени прокуратура России ведет свое летоисчисление.
В 2008 году органами прокуратуры Курской области проведен ряд проверок исполнения законодательства о социальном обеспечении, защите прав инвалидов и иных социально незащищенных категорий граждан, в ходе которых выявлены многочисленные нарушения в деятельности органов местного самоуправления, ме-дицинских учреждений, учреждений социальной защиты населения и других орга-низаций различных форм собственности.
Установлено, что в области распространенный характер получили наруше-ния в системе льготного лекарственного обеспечения граждан.
Многими аптечными учреждениями, в нарушение федерального законода-тельства о государственной социальной помощи, льготные рецепты не принима-лись на отсроченное обслуживание. Одной из причин сложившейся ситуации яв-ляется отсутствие данной обязанности в условиях заключенного государственно-го контракта.
В лечебно-профилактических учреждениях допускались факты отказа в вы-писке рецептов на лекарственные средства при их отсутствии в аптечном учреж-дении. Имели место нарушения при формировании заявок на лекарственные сред-ства, не устанавливалась потребность в иглах инсулиновых, тест-полосках для определения содержания глюкозы в крови и других изделиях медицинского на-значения, необходимых для постоянного использования отдельными категориями больных. В результате, указанные изделия в 2008 году не были включены в свод-ную заявку по Курской области и граждане покупали их самостоятельно.
Прокурорами Железнодорожного административного округа г. Курска, При-стенского, Рыльского, Щигровского районов установлены случаи, когда больные, находящиеся на стационарном лечении, вынуждены были за собственные средст-ва приобретать лекарственные препараты, назначаемые лечащим врачом для про-хождения курса лечения. Среди них – пенсионеры и инвалиды.
В Обоянском, Суджанском, Рыльском районах, Центральном и Сеймском административных округах г. Курска прокурорскими проверками выявлены на-рушения нормативов обеспечения инвалидов средствами реабилитации.
Практически повсеместно слабая материально-техническая база учреждений социального обслуживания препятствует получению ими соответствующих ли-цензий. Помещения многих Центров социального обслуживания не оборудованы специальными приспособлениями для передвижения инвалидов, пандусами, по-ручнями, расширенными дверными проемами. Отделения не в полном объеме обеспечены набором лекарственных средств и изделий медицинского назначения для оказания доврачебной медицинской помощи.
Учреждения социального обслуживания Железногорского, Льговского, Гор-шеченского районов, Железнодорожного административного округа г. Куска осу-ществляли медицинскую деятельность без специального разрешения (лицензии).
В связи с этим, прокурорами внесены представления, по результатам рас-смотрения которых руководители организаций приняли меры по устранению на-рушений прав инвалидов.
В стационарных учреждениях социального обслуживания не всегда соблю-даются требования законодательства к условиям предоставления социальных ус-луг и их оплате.
Так, прокурором Курского района выявлены факты несоблюдения требова-ний действующего законодательства при заключении администрацией ГСУСОН «Букреевский психоневрологический интернат» с пациентами договоров о ста-ционарном обслуживании. В некоторых случаях по условиям договоров с паци-ентов необоснованно удерживалось 75 % от получаемой пенсии, тогда как они имели право на бесплатное обслуживание, либо на частичную оплату оказывае-мых услуг.
В связи с выявленными нарушениями директору психоневрологического ин-терната внесено представление, в котором поставлен вопрос об изменении усло-вий оплаты оказанных услуг и выплате инвалидам излишне уплаченных денеж-ных средств.
Территориальные органы социальной защиты населения не всегда принима-ют участие в организации профессиональной ориентации, профессионального обучения и рационального трудоустройства ветеранов. Органами местного само-управления зачастую содействие в создании и развитии рабочих мест для инвали-дов, ветеранов, а также специализированных предприятий и других форм занято-сти инвалидов не оказывается. Не везде созданы условия для предприниматель-ской деятельности инвалидов, не осуществляется организация и координация благотворительных мероприятий и торгового обслуживания ветеранов и граждан пожилого возраста.
В некоторых муниципальных образованиях органами местного самоуправле-ния не используются полномочия в сфере обеспечения реабилитации и адапта-ции инвалидов в обществе, не в полной мере реализуется государственная поли-тика по вопросам социального обеспечения, защиты прав инвалидов и иных со-циально незащищенных категорий граждан.
Так, в ряде районов и городов области до настоящего времени не приняты муниципальные Программы по социальной поддержке инвалидов, а имеющиеся Программы зачастую не соответствуют требованиям федерального законодатель-ства. В частности, запланированные в них мероприятия не конкретизированы, объемы затрат и источники их финансирования не определены, не урегулированы вопросы контроля за реализацией программных мероприятий.
В области практически повсеместно состояние объектов социальной, транс-портной и инженерной инфраструктур не обеспечивает свободный доступ к ним инвалидов, не удовлетворяет их потребность в беспрепятственном передвиже-нии. Не везде имеется беспрепятственный доступ к учреждениям здравоохране-ния, многоквартирным домам, объектам культуры.
Прокурорскими проверками выявлены факты нарушения органами местного самоуправления и руководителями организаций различных организационно-правовых форм требований законодательства о выделении на автомобильных стоянках (остановках) мест для специальных автотранспортных средств инвали-дов.
Имеют место нарушения трудовых прав инвалидов. На ряде предприятий об-ласти рабочие места для трудоустройства инвалидов в рамках установленных квот не выделены, информация о численности работников и о наличии вакансий в ОГУЗ Центр занятости населения г. Курска не предоставляется, в связи с чем ущемляются права инвалидов на обеспечение равных возможностей наряду с другими гражданами в реализации трудовых, гражданских и иных прав. Не всегда соблюдаются требования законодательства в части создания инвалидам условий труда в соответствии с индивидуальными программами их реабилитации.
В ходе проверки установлены случаи несвоевременных выплат субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг гражданам, среднедушевой доход семьи ко-торых ниже расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, что противоречит требованиям ст.169 Жилищного кодекса РФ.
Прокурором Сеймского административного округа г.Курска возбуждено де-ло об административном правонарушении по ст.14.8 Кодекса Российской Феде-рации об административных правонарушениях в отношении председателя ЖСК-47 «Север», которым не предоставлялась 50 – процентная скидка по оплате жилья и коммунальных услуг ветеранам труда.
По итогам проверки прокуратурой области внесены представления Предсе-дателю Правительства Курской области, руководителям Комитета здравоохране-ния, Комитета социального обеспечения и Управления Росздравнадзора по Кур-ской области.
Также о выявленных нарушениях действующего законодательства в сфере защиты прав инвалидов и иных социально незащищенных категорий граждан проинформирован губернатор Курской области.
Всего в 2008 году органами прокуратуры области выявлено 1562 нарушения закона, для устранения которых внесено 294 представления, на незаконные пра-вовые акты принесено 25 протестов, 54 должностных лица предостережены о не-допустимости нарушений закона, в интересах указанной категории граждан на-правлено в суды 112 исковых заявлений, возбуждено 118 дел об административ-ном правонарушении.