12 января 1722 года Петр Первый создал прокуратуру России. По его замыслу прокурорский надзор сформулирован как институт контроля за деятельностью государственного аппарата. С этого времени прокуратура России ведет свое летоисчисление.
Органами прокуратуры Курской области проведена проверка исполнения законодательства, направленного на борьбу с детской безнадзорностью и преступностью, в ходе которой выявлено более 650 нарушений прав несовершеннолетних.
Результаты проверки показали, что многие органы системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних не в полном объеме исполняют возложенные на них законом обязанности по предупреждению подростковой преступности, охране прав и законных интересов несовершеннолетних, слабо взаимодействуют между собой, в результате нарушения в указанной сфере носят распространенный характер.
Прокурорами Льговского, Поныровского, Хомутовского районов, Сеймского, Центрального административных округов г. Курска установлено, что комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав не налажена координация деятельности всех субъектов системы профилактики, не проводится анализ состояния детской преступности, причин и условий, способствующих безнадзорности и противоправному поведению несовершеннолетних, не принимаются необходимые меры по защите прав и законных интересов детей.
Практически повсеместно работа комиссий ограничивается рассмотрением протоколов об административных правонарушениях в отношении несовершеннолетних и их родителей. При этом, имеют место факты нарушения ими порядка и сроков рассмотрения материалов, необоснованного привлечения к административной ответственности лиц, вина которых в совершении правонарушения не установлена.
По-прежнему серьезной проблемой остаются самовольные уходы воспитанников из учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, социально-реабилитационных учреждений для несовершеннолетних. Оказавшись за пределами госучреждений, воспитанники нередко подвергают опасности свою жизнь и здоровье, вовлекаются в совершение преступлений и правонарушений. В 2008 году 52 воспитанника самовольно покинули школы – интернаты и 39 – учреждения социальной защиты населения.
Вместе с тем, администрацией учреждений служебные проверки по фактам самовольных уходов воспитанников зачастую не проводились, сообщения в органы внутренних дел для принятия мер к их розыску направлялись несвоевременно. К профилактической работе с такими подростками не всегда привлекались сотрудники комиссий по делам несовершеннолетних и соответствующих подразделений органов внутренних дел.
В нарушение Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» образовательные учреждения не всегда выявляют подростков, находящихся в социально опасном положении, и принимают меры по их воспитанию.
Так, в Рыльском районе учащийся одной из школ, употребляющий наркотики без назначения врача, на внутришкольный учет не был поставлен, психологическая и педагогическая помощь ему не оказывалась. Прокурором района внесено представление руководителю подразделения образования района об устранении нарушений закона.
Зачастую вне поля зрения педагогов остаются несовершеннолетние, систематически пропускающие учебные занятия. Материалы в отношении таких учащихся и их родителей в комиссии по делам несовершеннолетних направляются в редких случаях, причины нарушения прав детей на образование и семейное благополучие не анализируются.
Подразделения по делам несовершеннолетних органов внутренних дел систематическую и комплексную работу с несовершеннолетними нередко подменяют формальным заполнением карточек, составлением иных документов. Причины и условия совершения подростками правонарушений не выявляют. Не всегда сообщают в органы здравоохранения о несовершеннолетних, доставленных в милицию за потребление наркотиков. В результате, не все несовершеннолетние указанной категории состоят на медицинском учете. Вследствие формализма в деятельности подразделений по делам несовершеннолетних подростки повторно совершают преступления. Эффективное взаимодействие ПДН с другими подразделениями органов внутренних дел не налажено. Не организован надлежащий ведомственный контроль за работой профилактических служб со стороны руководителей органов внутренних дел.
Сотрудниками милиции допускаются нарушения закона при подготовке материалов о помещении несовершеннолетних в центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей по УВД Курской области. В 2008 году судом освобождено 44 несовершеннолетних, которые были необоснованно помещены в центр по постановлениям начальников ОВД.
Органы и учреждения культуры, досуга, спорта и туризма недостаточно привлекают несовершеннолетних, состоящих на профилактическом учете в органах внутренних дел и склонных к совершению правонарушений, к занятиям в клубах, кружках, секциях.
В целях предупреждения подростковой преступности прокуратурой области перед руководством УВД по Курской области поставлен вопрос об увеличении в органах внутренних дел штата инспекторов ПДН в школах, который в настоящее время решен положительно.
Также по инициативе прокуратуры области Курской областной Думой принят закон «О квотировании рабочих мест для отдельных категорий молодежи в Курской области». Реализация его положений позволила трудоустроить в 2008 году за счет квот 429 подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации.
По результатам проведенной проверки прокурорами внесено 195 представлений, принесено 43 протеста, 3 должностных лица предостережены о недопустимости нарушения закона, к административной ответственности привлечено 55 виновных лиц. В связи с необходимостью изъятия детей из неблагополучных семей в суды направлено 13 исковых заявлений об ограничении и лишении родительских прав, по материалам прокурорских проверок возбуждено 5 уголовных дел по ст.157 УК РФ (Злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей).