12 января 1722 года Петр Первый создал прокуратуру России. По его замыслу прокурорский надзор сформулирован как институт контроля за деятельностью государственного аппарата. С этого времени прокуратура России ведет свое летоисчисление.
Органами прокуратуры Курской области проведены проверки исполнения законодательства в сфере защиты прав субъектов предпринимательской деятельности, в ходе которых выявлены многочисленные нарушения.
Следует отметить, что в области трудятся более 20 тысяч индивидуальных предпринимателей и около 14 тысяч предприятий малого и среднего бизнеса. Указанная сфера деятельности является источником пополнения новых рабочих мест и, кроме того, предоставляет возможность для граждан, занимающихся сельскохозяйственным производством, реализовывать свою продукцию посредством использования указанных форм хозяйствования.
Поэтому особое внимание было обращено на выявление и устранение административных ограничений при реализации субъектами малого и среднего бизнеса своих прав, соблюдение законности при осуществлении государственного контроля.
В ходе проверки обобщены и проанализированы сведения о состоянии законности в данной сфере правоотношений, в том, числе, жалобы и обращения субъектов предпринимательской деятельности в правоохранительные, контролирующие органы, органы местного самоуправления, данные прокурорско-следственной, судебной и административной практики, другие материалы контролирующих и государственных органов.
При этом прокурорами было выявлено более 50 незаконных правовых актов органов государственной власти и местного самоуправления, принятых с нарушением предоставленных законом полномочий, ущемляющих права субъектов малого и среднего бизнеса и предусматривающих ограничения, препятствующие созданию благоприятных условий их развития.
Так, по протесту прокурора Обоянского района отменено незаконное решение представительного собрания Обоянского района о введении единого налога на вмененный доход для субъектов предпринимательской деятельности, реализующих через свои объекты торговли и общественного питания произведенную ими сельскохозяйственную продукцию и уплачивающих единый сельскохозяйственный налог. В результате принятых мер прокурорского реагирования права предпринимателей, занимающихся указанным видом деятельности, не нарушены.
В муниципальном образовании «Рыльский район» прокуратурой выявлен правовой акт представительного собрания о регулировании земельных отношений, которым расходы по проведению работ по формированию участков, являющихся предметом торгов, и их государственному учету, необоснованно возложены на победителей торгов. По заявлению прокурора Рыльского района указанная норма решением суда признана недействующей.
Аналогичные нарушения прав субъектов предпринимательской деятельности установлены прокурорами Железногорского, Горшеченского, Мантуровского, Кореневского и других районов.
Прокурорскими проверками выявлены факты незаконного взимания платы, введения не предусмотренных налоговым законодательством налогов и сборов, истребования излишних документов, а также предоставления отдельным лицам преференций и привилегий.
Прокуратурой области опротестованы незаконные положения Постановления Правительства Курской области №10 от 24.01.2008 «О размерах сборов, не относящихся к государственной пошлине, взимаемых государственной инспекцией по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники при Правительстве Курской области с соответствующими государственными инспекциями городов и районов», устанавливающие сбор за выдачу государственной инспекцией по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники при Правительстве Курской области справки – счета хозяйствующим субъектам, осуществляющим торговлю машинами, а также предусматривающие взимание отдельной платы, связанной с затратами на изготовление бланков спецпродукции, регистрационных номерных знаков. Протест прокурора области рассмотрен и незаконные пункты постановления отменены.
Также по инициативе прокуратуры области признан утратившим силу Закон Курской области «О государственной поддержке малого предпринимательства в Курской области», который не соответствовал федеральному законодательству в части отнесения хозяйствующих субъектов к категории малых предприятий, определения мер финансовой поддержки субъектов малого предпринимательства и порядка их участия в производстве и поставке продукции для областных нужд.
Проверка показала, что органами государственной власти и местного самоуправления еще не в полной мере реализуются полномочия по вопросам развития малого и среднего предпринимательства.
Не везде созданы необходимые условия для развития предпринимательства на муниципальном уровне. В большинстве сельсоветов органами местного самоуправления не приняты муниципальные программы развития субъектов малого и среднего бизнеса, не ведутся реестры получателей финансовой поддержки, нормативно-правовая база по данному вопросу отсутствует.
В ходе проверки установлены нарушения антимонопольного законодательства, влекущие создание дискриминационных условий для отдельных субъектов малого бизнеса, факты ограничения конкуренции и неправомерного предоставления льгот хозяйствующим субъектам при размещении государственного и муниципального заказа.
Данные нарушения выявлены прокурорами Большесолдатского, Пристенского, Щигровского, Курского и других районов.
Прокуратурой выявлены многочисленные нарушения в сфере осуществления государственного контроля и надзора территориальными органами Роспотребнадзора, пожарного надзора МЧС РФ, Роснедвижимости, Федеральной миграционной службы, Россельхознадзора, Ростехнадзора, Росавтодора, Росздравнадзора, Росприроднадзора, Государственной инспекцией труда в Курской области, Управлением ветеринарии по Курской области, комитетом по труду области, Комитетом транспорта и связи области, Комитетом потребительского рынка, развития малого предпринимательства и лицензирования области, Департаментом экологической безопасности и природопользования области, Отделом геологии и лицензирования области и их районными подразделениями.
Наиболее распространенными из них являются нарушение сроков и периодичности проверок, необоснованное проведение внеплановых проверок, без соответствующих распоряжений, не уполномоченными должностными лицами, нарушение порядка оформления актов по результатам проверок, истребование документов, не предусмотренных законодательством и т.д.
В ходе проверки установлены факты незаконного привлечения предпринимателей к административной ответственности.
Так, Управлением Росавтодора по Курской области внедрена практика административного наказания должностных лиц субъектов малого и среднего бизнеса по ст. 8.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за эксплуатацию автотранспортных средств с превышением нормативов содержания загрязняющих веществ в выбросах. При этом степень загрязненности воздуха определяется визуально, не имеется и других данных, свидетельствующих о негативном воздействии транспорта на окружающую среду.
Назначение административных наказаний при отсутствии доказательств вины правонарушителей является фактором административного давления контролирующего органа и существенно нарушает права и законные интересы предпринимателей.
Допускаются нарушения прав предпринимателей в процессе проведения регистрационных и лицензионных процедур. Имеют место случаи необоснованного отказа в государственной регистрации предпринимательской деятельности, в выдаче лицензий, нарушаются сроки рассмотрения заявлений о выдаче разрешительных документов, что создает административные барьеры при реализации хозяйствующими субъектами своих прав.
Всего в 2008 году органами прокуратуры области выявлено около 600 нарушений закона в указанной сфере. В целях их устранения внесено более 250 представлений, принесено 79 протестов на незаконные правовые акты, объявлено 54 предостережения о недопущении нарушений законодательства, возбуждено 1 уголовное дело и 3 дела об административном правонарушении.