12 января 1722 года Петр Первый создал прокуратуру России. По его замыслу прокурорский надзор сформулирован как институт контроля за деятельностью государственного аппарата. С этого времени прокуратура России ведет свое летоисчисление.
Прокуратурой области предъявлено в арбитражный суд 4 иска о признании недействительными договоров аренды муниципального имущества, заключенных между Комитетом по управлению муниципальным имуществом города Курска и индивидуальными предпринимателями.
По мнению прокуратуры собственник имущества в лице Комитета по управлению муниципальным имуществом города Курска, передав в аренду индивидуальным предпринимателям муниципальную недвижимость, незаконно распорядился имуществом, находящимся на праве оперативного управления у муниципальных учреждений здравоохранения.
В соответствии со ст. 296 ГК РФ учреждение, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества. Собственник имущества вправе изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, закрепленное им за казенным предприятием или учреждением либо приобретенное казенным предприятием или учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение этого имущества. Имуществом, изъятым у казенного предприятия или учреждения, собственник этого имущества вправе распорядиться по своему усмотрению.
Основания правомерного изъятия имущества содержатся в пункте 2 статьи 296 Гражданского кодекса Российской Федерации, из которой следует, что собственник имущества, закрепленного за учреждением, вправе в одностороннем порядке изъять излишнее, неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество и распорядиться им по своему усмотрению.
Согласно пункту 9 Постановления пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 21 собственник, передав учреждению имущество на праве оперативного управления, не вправе распоряжаться таким имуществом независимо от наличия или отсутствия согласия учреждения.
То есть, собственник имущества вправе распорядиться им только после законного изъятия из владения учреждения.
Злоупотребляя правом собственника, Комитет по управлению муниципальным имуществом передал в аренду индивидуальным предпринимателям не изъятое в установленном порядке имущество, чем нарушил законное право владения учреждения имуществом, незаконно лишил его права пользования имуществом, не освободив от бремени содержания этого имущества.
Позиция арбитражного суда первой инстанции по указанным делам была неоднозначной - по двум делам, возбужденным по искам прокурора, судом приняты решения об удовлетворении требований прокуратуры и признании сделок незаконными (ничтожными) и в удовлетворении двух исков отказано.
Решения арбитражного суда Курской области об отказе в удовлетворении требований о признании недействительными договором аренды муниципального имущества, заключенных между Комитетом по управлению муниципальным имуществом и индивидуальными предпринимателями, обжалованы прокуратурой области в апелляционный суд. Постановлениями апелляционного суда незаконные решения суда первой инстанции отменены, требования прокурора удовлетворены. При этом суд апелляционной инстанции указал, что при отсутствии в материалах дела доказательств изъятия из оперативного управления учреждений здравоохранения помещений, у собственника не имелось возможности их передачи в наем предпринимателям.