Обращение прокурора к жителям Курска и Курской области

12 января 1722 года Петр Первый создал прокуратуру России. По его замыслу прокурорский надзор сформулирован как институт контроля за деятельностью государственного аппарата. С этого времени прокуратура России ведет свое летоисчисление.

Цуканов Алексей НиколаевичПрокурор Курской области

Разъясняем законодательство

О пожертвованиях и поборах

Вопрос: Может ли администрация школы требовать от родителей оказывать финансовую помощь, если да, то в каких случаях?

Отвечает старший прокурор отдела по надзору за законностью правовых актов, соблюдением прав и свобод граждан прокуратуры Курской области Елена Пархоменко: В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон №273-ФЗ) государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования.

Согласно пункту 3 части 1 статьи 8 Федерального закона №273-ФЗ финансирование расходов на оплату труда педагогических работников, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек осуществляется за счет средств областного бюджета, а расходы на содержание зданий и оплату коммунальных услуг – за счет местных бюджетов.

Таким образом, установление и взимание с родителей (законных представителей) обучающихся общеобразовательных организаций платы за оказываемые в пределах соответствующего федерального государственного образовательного стандарта образовательные услуги и иные мероприятия, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет бюджетных ассигнований соответствующего бюджета Российской Федерации, прямо противоречит законодательству Российской Федерации.

Родители обучающихся не обязаны финансировать деятельность по содержанию и охране зданий школ и детских садов, материально-техническому обеспечению и оснащению образовательного процесса.

Вместе с тем, статьей 1 Федерального закона от 11.08.1995 №135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» (далее – Федеральный закон №135-ФЗ) предусмотрена добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки.
На основании статьи 4 Федерального закона №135-ФЗ, родители (законные представители) учащихся общеобразовательных организаций вправе индивидуально или объединившись осуществлять пожертвования общеобразовательной организации, в том числе вносить благотворительные взносы, исключительно на добровольной основе.

С учетом норм действующего гражданского законодательства и ведомственных инструкций в сфере образования, внесение денежных средств (пожертвований) физическими и (или) юридическими лицами, в том числе родителями (законными представителями) обучающихся, осуществляется только на добровольной основе целевым назначение на расчетный счет образовательного учреждения.

Пожертвование наиболее часто является скрытой формой поборов с родителей обучающихся. Родительские комитеты, собрания и другие органы не вправе принимать решение о сборе с родителей пожертвований. Пожертвование является личным и добровольным делом каждого из родителей. Установление фиксированных сумм для благотворительной помощи также относится к формам принуждения (оказания давления на родителей) и является нарушением федерального законодательства.

В силу статей 2, 8, 14, 29 Федерального закона от 12.01.1996 №7-ЗФ «О некоммерческих организациях» в образовательных организациях для достижения социальных, благотворительных, культурных и образовательных целей могут быть созданы попечительские советы.

Источником формирования имущества такого попечительского совета могут являться, в том числе, регулярные и единовременные поступления от учредителей (вступительные и членские взносы), что предусматривается Уставом, утверждаемым учредителями такой организации.

Таким образом, внесение членами попечительского совета денежных средств в образовательную организацию в качестве вступительных и членских взносов, при условии добровольности вступления в члены попечительского совета, не является нарушением законодательства.

При этом следует иметь в виду, что любая инициативная группа граждан, в том числе и попечительский совет, вправе принять решение о внесении (сборе) денежных средств только в отношении себя самих (членов попечительского совета), а не родителей всех детей, посещающих образовательное учреждение.