Обращение прокурора к жителям Курска и Курской области

12 января 1722 года Петр Первый создал прокуратуру России. По его замыслу прокурорский надзор сформулирован как институт контроля за деятельностью государственного аппарата. С этого времени прокуратура России ведет свое летоисчисление.

Цуканов Алексей НиколаевичПрокурор Курской области

Разъясняем законодательство

Плата за движение по дорогам большегрузных транспортных средств

Вопрос: Прошу дать разъяснение по введению платы за движение по дорогам большегрузных транспортных средств.     Пуговкин М.А.

                                                                                                  

Отвечает прокурор отдела по надзору за законностью правовых актов, соблюдением прав и свобод граждан прокуратуры области Голубчиков М.П.: ежегодно по автомобильным дорогам федерального значения перемещаются более 1 млн. автомобилей, в том числе большегрузных, которыми причиняется вред автодорожному покрытию, что существенно влияет, прежде всего, на безопасность дорожного движения, а также влечет значительные расходы федерального бюджета на их капитальный ремонт.

С 15 ноября 2015 года вступила в силу статья 31.1 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон), устанавливающая, что движение транспортных средств, имеющих разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения допускается при условии внесения платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам такими транспортными средствами.

Постановлением Правительства РФ от 14.06.2013 № 504 определен размер платы, который составляет 3,73 рубля за один километр пути, пройденного по указанным автомобильным дорогам.

До 29.02.2016 включительно к размеру указанной платы применяется понижающий коэффициент 0,41 или 1,53 руб./км., а с 01.03.2016 по 31.12.2018 включительно - 0,82 или 3,06 руб./км.

По информации Росавтодора это самый низкий размер платы среди аналогичных систем в Европе. Например, в Австрии ставка доходит до  0,49 $, в Белоруссии -  0,16 $. Российский тариф по сегодняшнему курсу - 0,025 $, что в 6 раз ниже, чем, например, в Белоруссии.

Размер платы определяется исходя из компенсации стоимости ущерба, наносимого такими автомобилями федеральным трассам (то есть затрат на их капитальный ремонт, ремонт и содержание), и затрат на эксплуатацию системы «Платон».

Для обеспечения функционирования названной системы Распоряжением Правительства РФ от 29.08.2014 № 1662-р назначен ее оператор - ООО «ТР-Инвест Транспортные системы».

Основная функция указанной организации - это сбор денежных средств со всех крупнотоннажных грузовых автомобилей за проезд по федеральным трассам (за исключением платных) и ежедневное перечисление их в доход федерального бюджета.

Средства, полученные в результате функционирования системы «Платон», аккумулируются в федеральном дорожном фонде (около 40 млрд. рублей в год), что позволит к 2019 году привести федеральные автотрассы в нормативное состояние.

Помимо этого, в настоящее время на рассмотрении Правительства Российской Федерации находится предложение Минтранса России, сформулированное по поручению Президента России, об использовании данных средств для поддержки региональных проектов государственно-частного партнерства. Это позволит реализовывать такие проекты, как обходы крупных городов, строительство мостовых сооружений с привлечением частных инвестиций.

Порядок внесения платы регламентирован следующим образом.

Грузовые автомобили подлежат регистрации в системе оператора «РТ-Инвест Транспортные Системы» одним из следующих способов: через сайт http://platon.ru, лично в центрах информационной поддержки пользователей либо через терминал самообслуживания.

После регистрации владельцу грузового автомобиля открывается лицевой счет.

Действующим законодательством предусмотрен механизм контроля перемещения автомобилей и списания платы.

Первый: в машину устанавливается прибор автоматической фиксации движения по дороге и передачи сведений оператору. По этим данным оператор рассчитает плату и списывает ее с лицевого счета владельца грузовика. Указанные устройства выдаются бесплатно оператором.

Второй: если устройство в автомобиле не установлено, то перед поездкой оператору представляется маршрутная карта. Карту можно бесплатно оформить в личном кабинете на сайте, мобильном приложении телефона или в центре поддержки пользователей системы «Платон». В маршрутной карте указывается начальный и конечный пункты поездки, а также дата и время начала движения автомобиля по маршруту. По данным из карты оператор рассчитает размер платы и списывает ее с лицевого счета владельца автомобиля.

Деньги вносятся на лицевой счет банковским переводом, банковской картой в личном кабинете на сайте http://platon.ru, через специальное мобильное приложение в телефоне, терминал самообслуживания или центр поддержки пользователей.

Принцип работы системы «Платон» предусматривает авансовую схему платежей. Это означает, что перед тем, как выехать в рейс владелец (водитель, иное уполномоченное лицо) обязан с учетом предполагаемого маршрута движения предварительно рассчитать и внести на лицевой счет соответствующую плату.

За неисполнение возложенной законом обязанности по внесению платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, статьей 12.21.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность в виде штрафа в размере 5 000 руб., а за повторное нарушение - 10 000 руб.

Вместе с тем, имеется исключение, согласно которому ответственность за невнесение платы за вред автодорогам не наступает, если на момент рассмотрения дела транспортное средство проехало от границы РФ не больше 50 км и плата была внесена еще до рассмотрения административного дела